Суббота, 04.05.2024, 17:29
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Добро пожаловать на  сайт ГБОУ Начальной школы-детского сада №678

ЕСЭДД
Меню сайта
Безопасность
Права ребёнка
Соцбар
Опрос
Нравится ли Вам наш сайт?
Всего ответов: 50
Статистика

Страничка учителя физической культуры Ступаковой Л.В.

Двигательная активность школьников.

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, которую не вправе перекладывать на окружающих. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Одной из важнейших естественных потребностей организма человека является двигательная активность, или движение

Двигательный режим - это обязательный процесс занятий физическими упражнениями на протяжении всей жизни человека с постепенным изменением задач и методов, в зависимости от динамики возраста, состояния здоровья и подготовленности занимающихся.

  1. Различают следующие виды двигательных режимов в массовой оздоровительной физкультуре:
    1. Щадящий (или режим лечебной физической культуры).
    2. Оздоровительно-восстановительный.
    3. Общей физической подготовки.
    4. Тренировочный.
    5. Поддержание тренированности и долголетия.

От режима спортивной тренировки двигательный режим отличается тем, что не ставит своей целью достижение спортивных результатов. При всех режимах используются все 3 вида адаптации: развивающий, оздоровительный, коррегирующий. Режимы отличаются друг от друга задачами и контингентом занимающихся. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находятся в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Особенно мала двигательная активность школьников при дистанционном обучении.

В условиях самоизоляции, большинство людей вынуждены придерживаться малоподвижного образа жизни. Дети, которым особенно необходимо активное движение, остро ощущают недостаток физических упражнений, активного бега, подвижных игр. Все это приводит к вялости движений, лишнему весу, сутулой спине, а также более серьезным изъянам – болезням опорно-двигательной системы (искривление позвоночника, сколиоз, остеохондроз), ослаблению связочного аппарата.

 Последствия недостаточной двигательной активности.

Недостаточная двигательная активность, гиподинамия школьников особенно вредна для их растущего организма. Она приводит к так называемой гипотензии (ослабление или замедление движения), которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника, привести к снижению функциональной активности многих органов и систем:

  • наблюдается недостаточность сердечно - сосудистой системы: сила сердечной мышцы и ее размеры уменьшаются, ухудшается кровообращение, снижается артериальное давление, сердечная мышца и тонус сосудов ослабляются, происходит застаивание крови в сосудах, ухудшается снабжение тканей кислородом (гипоксия);
  • ухудшается дыхание, уменьшается амплитуда дыхательных движений, уменьшается жизненная емкость легких, развивается одышка;
  • снижаются мышечная сила, работоспособность, выносливость организма, появляются прослойки жировой ткани, нарушается осанка и координация движений, суставы перестают двигаться, все ткани опорно-двигательного аппарата начинают болеть;
  • наблюдается ухудшение работы пищеварительной системы, происходит задержка пищи, что приводит к запорам;
  • нарушается обмен веществ, снижается интенсивность и скорость обменных процессов, (нарушения в балансе белков, жиров, углеводов, воды и солей), повышается масса тела;
  • падает умственная работоспособность, ухудшается внимание, память, мышление и другие психические процессы, нарушается сон, повышается эмоциональна возбудимость и склонность к стрессам;
  • снижается репродуктивная способность, повышается вероятность появления застоев в органах малого таза, нарушение полового созревания;
  • ухудшается состояние органов чувств, особенно зрительного анализатора и вестибулярного аппарата, снижается мышечная чувствительность, ухудшается координация движений;
  • снижается контроль нервной системы за процессами обмена веществ клеток, что ведет к снижению иммунитета и устойчивости к различным заболеваниям;
  • повышается утомляемость, вялость, плохое самочувствие, усталость в течение дня.

Благотворное влияние физической активности на здоровье.

  • физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи;
  • под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию;
  • физические упражнения повышают потребность организма в кислороде, в результате чего увеличивается "жизненная ёмкость" лёгких, улучшается подвижность грудной клетки, что способствует профилактике заболеваний органов дыхания;
  • занятия физическими упражнениями также вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение.

Соразмерное сочетание физических нагрузок на организм и «сидячей» школьной и иной деятельности, правильная организация режима дня школьника способствуют не только хорошей работоспособности, успешному усвоению учебного материала, но и вырабатывают у молодых людей потребность в здоровом и активном образе жизни, что благоприятно сказывается на их дальнейшей успешной жизнедеятельности и продолжительной активной жизни.

Из чего складывается двигательный режим школьника.

Двигательный режим школьника складывается в основном из:

  • утренней физической зарядки;
  • подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры;
  • занятий в кружках и спортивных секциях;
  • прогулок перед сном;
  • активного отдыха в выходные дни;
  • занятий физической культурой и спортом.

В систему организации двигательной активности школьников в урочное и внеурочное время необходимо включать различные формы, средства и методы:

  • Гимнастика до уроков. Длительность гимнастики зависит от возраста детей. Рекомендуемое время для начальной школы – 7-8 минут, для остальных 9-10 минут. Гимнастику лучше проводить на открытом воздухе, либо в рекреационных помещениях, которые должны быть хорошо проветриваемые.
  • Физкультурные минутки. Состоят из комплекса физических упражнений (2-4 упражнения), выполняемых в течение 1-1,5 минут во время урока. Комплекс упражнений для 1-4 классов состоит, как правило, из 2-3 упражнений, для 5-8 и 9-11 из 3-4 упражнений.
  • Оздоровительные паузы (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж). Оздоровительная пауза может включать не только физические упражнения, но и пальцевые упражнения, дыхательные упражнения.
  • Динамическую перемену (подвижная перемена). Она чаще всего проводится на открытом воздухе под контролем взрослых после второго урока (на большой перемене) в течение 30 минут, с необходимой двигательной деятельностью не менее 25 минут

Во внеурочное время ребёнок должен чередовать интеллектуальную и физическую активность, копируя режим в школе: урок- пауза-урок-пауза. Двигательная минутка – 5-10 минут: приседания, отжимания, прыжки со скакалкой, махи руками, элементы гимнастики йоги и т.п.

Примерные нормы суточной двигательной активности школьников.

Возрастная группа (лет)

Продолжительность работы, связанной с мышечными усилиями (час)

8-10

3,0-3,6

11-14

3,6-4,8

15-17 (юноши)

4,8-5,8

15-17 (девушки)

3,6-4,8

 

Физкультурные мероприятия в режиме дня

Продолжительность

Утренняя гимнастика

10-15 мин

Гимнастика до уроков в школе

10-20 мин

Физкультминутки в школе

6-12 мин

Игры и развлечения на переменах

15-20 мин

Физкультминутки дома

10 мин

Самостоятельные занятия играми и физическими упражнениями дома

2,5-3 часа

Рекомендации по организации физической активности в период дистанционного обучения.

Во время дистанционного обучения учащимся необходимо поддерживать привычный уровень физической активности, чтобы не допустить замедления обменных процессов в организме и тем самым снижения иммунитета.

  1. Во время учебного процесса обязательно выполнять зрительную гимнастику.

При использовании ноутбука во время обучения необходимо соблюдать безопасное расстояние в 45-50 см между дисплеем ноутбука и глазами учащегося, для учащихся маленького роста и начальной школы предпочтительно использование подключаемой клавиатуры, в случаях её отсутствия упражнения надо выполнять чаще.

  1. Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток для снятия локального утомления и физкультминутки общего воздействия.
  2. Дома, в перерывах между уроками так же, как и школе необходимо производить сквозное проветривание.
  3. Необходимо ограничить использование компьютера, планшета, телефона. Находясь дома, нужно отдавать предпочтение активным видам отдыха (посильные занятия спортом умеренной интенсивности), чередовать пассивный отдых и хобби с активными, связанными с активными упражнениями из расчета 3-5 минут в час.
  4. Важно следить за такими параметрами, как настроение и сон. Апатия, раздражительность, бессонница могут быть последствиями гиподинамии, в этих случаях необходимо увеличить объем посильной физической нагрузки и отказаться от использования электронных устройств не менее за 2 часа до сна.

Комплекс упражнений для глаз.

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.
  • Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5)). Повторять 4-5 раз.
  • Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и право, вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.
  • Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторять 4-5 раз.
  • В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую. Повторять 2 раза.

 Физкульт. минутка для улучшения мозгового кровообращения.

  • Исходное положение (далее И. п.) – сидя на стуле
  1. На 1-2 отвести плавно голову назад
  2. На 3-4 наклонить голову вперед
  3. Повторить 4-6 раз. Темп медленный
  • И. п.- сидя, руки на пояс
  1. На 1 – поворот головы направо
  2. 2 – И. п.
  3. На 3 – поворот головы налево
  4. 4 – И. п.
  5. Повторить 4-6 раз. Темп медленный
  • И. п.- стоя или сидя, руки на пояс
  1. На 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево
  2. 2 – И. п.
  3. 3-4 то же правой рукой
  4. Повторить 4-6 раз. Темп медленный

 Физкульт. минутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

  • И. п.- стоя или сидя, руки на пояс
  1. На 1 правую руку вперед, левую вверх
  2. На 2 переменить положение рук
  3. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить виз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний
  • И. п.- стоя или сидя, кисти тыльной стороной на пояс
  1. На 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед
  2. На 3-4 – локти назад, прогнуться
  3. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный
  • И. п. – сидя, руки вверх
  1. На 1 – сжать кисти в кулак
  2. 2 – разжать кисти
  3. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний

 

Физкульт. минутка для снятия утомления с туловища.

  • И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову
  1. На 1 – резко повернуть таз направо
  2. 2 – резко повернуть таз налево
  3. Во время поворотов плечевой пояс остается неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний
  • И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову
  1. На 1-4 – круговые движения тазом в одну сторону
  2. На 5-8 – то же в другую сторону
  3. Повторить 6-8 раз. Темп средний
  • И. п. – стойка ноги врозь
  1. На 1-2 – наклон вправо, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь вдоль тела, вверх
  2. 3-4 – И. п.
  3. 5-8 – то же в другую сторону
  4. Повторить 6-8 раз. Темп средний

 Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

  • И. п. – сидя, руки подняты вверх
  1. На 1 – сжать кисти в кулак
  2. 2 – разжать
  3. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний

 Упражнения для мобилизации внимания.

  • И. п. – стоя, руки вдоль туловища
  1. На 1 – правую руку на пояс, 2 – левую
  2. На 3 – правую руку на плечо, 4 – левую
  3. На 5 – правую руку вверх, 6 – левую
  4. 7-8 – два хлопка над головой
  • На 1 – правая рука на плечо, 2 – левая
  1. На 3 – правая рука на пояс, 4 – левая
  2. На 5 – правя рука вниз, 6 – левая
  3. 7-8 – два хлопка внизу 

Уважаемые родители (законные представители) учащихся 1-4 классов!

Вызывает обеспокоенность случаи получения травм (переломов) учащихся при проведении на уроках физической культуры  игровых видов спорта и при соблюдении техники безопасности. Данные виды спорта обязательны для проведения в соответствии с ФГОС начального общего образования. Наша совместная задача – укрепление здоровья детей в рамках урока физической культуры, в связи с чем обращаем ваше внимание на усиление мер по профилактике здорового питания и соблюдения режима отдыха. 

Просим вас уделить данному вопросу максимальное внимание!

 Факторы риска, приводящие к травмам во время уроков физической культуры

Существуют три главных фактора риска:

  • Дефицит кальция, основного «строительного материала» для костной ткани.
  • Неправильное питание. Костям кроме кальция необходим белок, фосфор, железо, медь, цинк и марганец, витамины (с осени и до лета необходимо принимать витаминно-минеральные комплексы). А все эти полезные вещества, как правило, присутствуют в тех продуктах, которые дети любят меньше всего.
  • Гиподинамия – для нарастания костной массы необходимо движение, которое нагружает и тренирует кости.

     Профилактика переломов у детей

  • сон,
  • пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой
  • оптимальная двигательной активности
  • правильное, полноценное питание (не злоупотреблять фастфудами , сладким, жирной пищей). Кроме того, вегетарианство может оказывать вредное воздействие на маленьких детей, так как полностью восполнить запас необходимых веществ, содержащийся в продуктах животного происхождения, составляет серьезные трудности.

Значение кальция для организма детей младшего школьного возраста

В физиологических обстоятельствах потребность организма в кальции компенсируется за счёт его поступления с пищей. Необходимое количество этого элемента соответствует определённому возрастному периоду. Особенно это касается детей младшего школьного возраста.
При недостатке витаминов D и С возникает патологическая хрупкость костей

Именно тогда в жизни ребёнка происходят значительные изменения, связанные с резким увеличением нагрузки при переходе с учреждений дошкольного воспитания в школу, и отмечается один из критических периодов развития детского организма, обусловленный активным процессом роста.

В этом случае транспорт кальция в органах пищеварения происходит двумя путями, и зависит от его количества в рационе. В случае избытка кальция в полости кишечника транс эпителиальный механизм обеспечивает низкую его абсорбцию, хотя абсолютное количество абсорбированного элемента может быть большой именно из-за его значительного притока парцеллярным путём. В этих условиях повышается уровень внутриклеточного кальция, что сопровождается ингибированием активности витамин D-гидрокислотных ферментов и, как следствие, снижением синтеза кальций-связывающего белка, что приводит к ингибированию активного транспорта кальция. В случае низкого содержания кальция в рационе превалирует активный путь его транспорта, лимитированный уровнем кальций-связывающего белка, синтез которого регулируется витамином D3.

Недостаток кальция в рационе и нарушения кальциевого баланса имеют следующие внешние проявления:

  • хрупкость костей (частые переломы, в том числе распространённый в школьном возрасте перелом кисти);
  • разнообразные стоматологические нарушения (кариес, задержка прорезывания зубов, истончение эмали и т.д.);
  • ломкость ногтей и волос, блёклый цвет лица;
  • мышечное истощение, постоянная слабость, усталость от даже незначительной физической нагрузки.

Костная система младшего школьника находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани. Это необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, в связи с этим мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников

Специалисты называют такое состояние остепенили – это означает, что минеральная плотность костей ниже нормы.   По   данным разных исследований нарушения подобного рода обнаруживают у каждого третьего ребенка7–17 лет. 

 

Инклюзивное образование физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В последнее время в нашем обществе все чаще встречаются дети с особыми образовательными потребностями, которым требуется индивидуальный подход и условия для полноценного развития и адаптации в обществе.

В данной статье рассматриваются вопросы инклюзивного образования физической культуры для детей с ОВЗ. Актуальность темы диктуется слабой разработанностью данного вопроса в РФ. Система работы по модернизации инклюзивного образования носит комплексный характер и включает всех участников воспитательно-образовательного процесса: ребенка, педагога и родителя, поэтому целевая аудитория статьи:  учителя физической культуры и родители.

 К сожалению, в учебных заведениях общего типа «особые» дети чаще всего находятся в условиях малоподвижности, инклюзивные уроки физической культуры в этих условиях приобретают особую значимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

Срочные новости
Рейтинг
Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
Новости
Госуслуги
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Обратная связь
ГТО
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск

Copyright MyCorp © 2024