Опрос
Нравится ли Вам наш сайт?
Всего ответов: 50
|
Страничка учителя физической культуры Ступаковой Л.В.
Двигательная активность школьников.
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, которую не вправе перекладывать на окружающих. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Одной из важнейших естественных потребностей организма человека является двигательная активность, или движение.
Двигательный режим - это обязательный процесс занятий физическими упражнениями на протяжении всей жизни человека с постепенным изменением задач и методов, в зависимости от динамики возраста, состояния здоровья и подготовленности занимающихся.
- Различают следующие виды двигательных режимов в массовой оздоровительной физкультуре:
1. Щадящий (или режим лечебной физической культуры).
2. Оздоровительно-восстановительный.
3. Общей физической подготовки.
4. Тренировочный.
5. Поддержание тренированности и долголетия.
От режима спортивной тренировки двигательный режим отличается тем, что не ставит своей целью достижение спортивных результатов. При всех режимах используются все 3 вида адаптации: развивающий, оздоровительный, коррегирующий. Режимы отличаются друг от друга задачами и контингентом занимающихся. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находятся в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Особенно мала двигательная активность школьников при дистанционном обучении.
В условиях самоизоляции, большинство людей вынуждены придерживаться малоподвижного образа жизни. Дети, которым особенно необходимо активное движение, остро ощущают недостаток физических упражнений, активного бега, подвижных игр. Все это приводит к вялости движений, лишнему весу, сутулой спине, а также более серьезным изъянам – болезням опорно-двигательной системы (искривление позвоночника, сколиоз, остеохондроз), ослаблению связочного аппарата.
Последствия недостаточной двигательной активности.
Недостаточная двигательная активность, гиподинамия школьников особенно вредна для их растущего организма. Она приводит к так называемой гипотензии (ослабление или замедление движения), которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника, привести к снижению функциональной активности многих органов и систем:
- наблюдается недостаточность сердечно - сосудистой системы: сила сердечной мышцы и ее размеры уменьшаются, ухудшается кровообращение, снижается артериальное давление, сердечная мышца и тонус сосудов ослабляются, происходит застаивание крови в сосудах, ухудшается снабжение тканей кислородом (гипоксия);
- ухудшается дыхание, уменьшается амплитуда дыхательных движений, уменьшается жизненная емкость легких, развивается одышка;
- снижаются мышечная сила, работоспособность, выносливость организма, появляются прослойки жировой ткани, нарушается осанка и координация движений, суставы перестают двигаться, все ткани опорно-двигательного аппарата начинают болеть;
- наблюдается ухудшение работы пищеварительной системы, происходит задержка пищи, что приводит к запорам;
- нарушается обмен веществ, снижается интенсивность и скорость обменных процессов, (нарушения в балансе белков, жиров, углеводов, воды и солей), повышается масса тела;
- падает умственная работоспособность, ухудшается внимание, память, мышление и другие психические процессы, нарушается сон, повышается эмоциональна возбудимость и склонность к стрессам;
- снижается репродуктивная способность, повышается вероятность появления застоев в органах малого таза, нарушение полового созревания;
- ухудшается состояние органов чувств, особенно зрительного анализатора и вестибулярного аппарата, снижается мышечная чувствительность, ухудшается координация движений;
- снижается контроль нервной системы за процессами обмена веществ клеток, что ведет к снижению иммунитета и устойчивости к различным заболеваниям;
- повышается утомляемость, вялость, плохое самочувствие, усталость в течение дня.
Благотворное влияние физической активности на здоровье.
- физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи;
- под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию;
- физические упражнения повышают потребность организма в кислороде, в результате чего увеличивается "жизненная ёмкость" лёгких, улучшается подвижность грудной клетки, что способствует профилактике заболеваний органов дыхания;
- занятия физическими упражнениями также вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение.
Соразмерное сочетание физических нагрузок на организм и «сидячей» школьной и иной деятельности, правильная организация режима дня школьника способствуют не только хорошей работоспособности, успешному усвоению учебного материала, но и вырабатывают у молодых людей потребность в здоровом и активном образе жизни, что благоприятно сказывается на их дальнейшей успешной жизнедеятельности и продолжительной активной жизни.
Из чего складывается двигательный режим школьника.
Двигательный режим школьника складывается в основном из:
- утренней физической зарядки;
- подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры;
- занятий в кружках и спортивных секциях;
- прогулок перед сном;
- активного отдыха в выходные дни;
- занятий физической культурой и спортом.
В систему организации двигательной активности школьников в урочное и внеурочное время необходимо включать различные формы, средства и методы:
- Гимнастика до уроков. Длительность гимнастики зависит от возраста детей. Рекомендуемое время для начальной школы – 7-8 минут, для остальных 9-10 минут. Гимнастику лучше проводить на открытом воздухе, либо в рекреационных помещениях, которые должны быть хорошо проветриваемые.
- Физкультурные минутки. Состоят из комплекса физических упражнений (2-4 упражнения), выполняемых в течение 1-1,5 минут во время урока. Комплекс упражнений для 1-4 классов состоит, как правило, из 2-3 упражнений, для 5-8 и 9-11 из 3-4 упражнений.
- Оздоровительные паузы (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж). Оздоровительная пауза может включать не только физические упражнения, но и пальцевые упражнения, дыхательные упражнения.
- Динамическую перемену (подвижная перемена). Она чаще всего проводится на открытом воздухе под контролем взрослых после второго урока (на большой перемене) в течение 30 минут, с необходимой двигательной деятельностью не менее 25 минут
Во внеурочное время ребёнок должен чередовать интеллектуальную и физическую активность, копируя режим в школе: урок- пауза-урок-пауза. Двигательная минутка – 5-10 минут: приседания, отжимания, прыжки со скакалкой, махи руками, элементы гимнастики йоги и т.п.
Примерные нормы суточной двигательной активности школьников.
Возрастная группа (лет)
|
Продолжительность работы, связанной с мышечными усилиями (час)
|
8-10
|
3,0-3,6
|
11-14
|
3,6-4,8
|
15-17 (юноши)
|
4,8-5,8
|
15-17 (девушки)
|
3,6-4,8
|
Физкультурные мероприятия в режиме дня
|
Продолжительность
|
Утренняя гимнастика
|
10-15 мин
|
Гимнастика до уроков в школе
|
10-20 мин
|
Физкультминутки в школе
|
6-12 мин
|
Игры и развлечения на переменах
|
15-20 мин
|
Физкультминутки дома
|
10 мин
|
Самостоятельные занятия играми и физическими упражнениями дома
|
2,5-3 часа
|
Рекомендации по организации физической активности в период дистанционного обучения.
Во время дистанционного обучения учащимся необходимо поддерживать привычный уровень физической активности, чтобы не допустить замедления обменных процессов в организме и тем самым снижения иммунитета.
- Во время учебного процесса обязательно выполнять зрительную гимнастику.
При использовании ноутбука во время обучения необходимо соблюдать безопасное расстояние в 45-50 см между дисплеем ноутбука и глазами учащегося, для учащихся маленького роста и начальной школы предпочтительно использование подключаемой клавиатуры, в случаях её отсутствия упражнения надо выполнять чаще.
- Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток для снятия локального утомления и физкультминутки общего воздействия.
- Дома, в перерывах между уроками так же, как и школе необходимо производить сквозное проветривание.
- Необходимо ограничить использование компьютера, планшета, телефона. Находясь дома, нужно отдавать предпочтение активным видам отдыха (посильные занятия спортом умеренной интенсивности), чередовать пассивный отдых и хобби с активными, связанными с активными упражнениями из расчета 3-5 минут в час.
- Важно следить за такими параметрами, как настроение и сон. Апатия, раздражительность, бессонница могут быть последствиями гиподинамии, в этих случаях необходимо увеличить объем посильной физической нагрузки и отказаться от использования электронных устройств не менее за 2 часа до сна.
Комплекс упражнений для глаз.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.
- Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5)). Повторять 4-5 раз.
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и право, вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторять 4-5 раз.
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую. Повторять 2 раза.
Физкульт. минутка для улучшения мозгового кровообращения.
- Исходное положение (далее И. п.) – сидя на стуле
- На 1-2 отвести плавно голову назад
- На 3-4 наклонить голову вперед
- Повторить 4-6 раз. Темп медленный
- И. п.- сидя, руки на пояс
- На 1 – поворот головы направо
- 2 – И. п.
- На 3 – поворот головы налево
- 4 – И. п.
- Повторить 4-6 раз. Темп медленный
- И. п.- стоя или сидя, руки на пояс
- На 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево
- 2 – И. п.
- 3-4 то же правой рукой
- Повторить 4-6 раз. Темп медленный
Физкульт. минутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
- И. п.- стоя или сидя, руки на пояс
- На 1 правую руку вперед, левую вверх
- На 2 переменить положение рук
- Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить виз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний
- И. п.- стоя или сидя, кисти тыльной стороной на пояс
- На 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед
- На 3-4 – локти назад, прогнуться
- Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный
- На 1 – сжать кисти в кулак
- 2 – разжать кисти
- Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний
Физкульт. минутка для снятия утомления с туловища.
- И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову
- На 1 – резко повернуть таз направо
- 2 – резко повернуть таз налево
- Во время поворотов плечевой пояс остается неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний
- И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову
- На 1-4 – круговые движения тазом в одну сторону
- На 5-8 – то же в другую сторону
- Повторить 6-8 раз. Темп средний
- И. п. – стойка ноги врозь
- На 1-2 – наклон вправо, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь вдоль тела, вверх
- 3-4 – И. п.
- 5-8 – то же в другую сторону
- Повторить 6-8 раз. Темп средний
Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.
- И. п. – сидя, руки подняты вверх
- На 1 – сжать кисти в кулак
- 2 – разжать
- Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний
Упражнения для мобилизации внимания.
- И. п. – стоя, руки вдоль туловища
- На 1 – правую руку на пояс, 2 – левую
- На 3 – правую руку на плечо, 4 – левую
- На 5 – правую руку вверх, 6 – левую
- 7-8 – два хлопка над головой
- На 1 – правая рука на плечо, 2 – левая
- На 3 – правая рука на пояс, 4 – левая
- На 5 – правя рука вниз, 6 – левая
- 7-8 – два хлопка внизу
Уважаемые родители (законные представители) учащихся 1-4 классов!
Вызывает обеспокоенность случаи получения травм (переломов) учащихся при проведении на уроках физической культуры игровых видов спорта и при соблюдении техники безопасности. Данные виды спорта обязательны для проведения в соответствии с ФГОС начального общего образования. Наша совместная задача – укрепление здоровья детей в рамках урока физической культуры, в связи с чем обращаем ваше внимание на усиление мер по профилактике здорового питания и соблюдения режима отдыха.
Просим вас уделить данному вопросу максимальное внимание!
Факторы риска, приводящие к травмам во время уроков физической культуры
Существуют три главных фактора риска:
- Дефицит кальция, основного «строительного материала» для костной ткани.
- Неправильное питание. Костям кроме кальция необходим белок, фосфор, железо, медь, цинк и марганец, витамины (с осени и до лета необходимо принимать витаминно-минеральные комплексы). А все эти полезные вещества, как правило, присутствуют в тех продуктах, которые дети любят меньше всего.
- Гиподинамия – для нарастания костной массы необходимо движение, которое нагружает и тренирует кости.
Профилактика переломов у детей
- сон,
- пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой
- оптимальная двигательной активности
- правильное, полноценное питание (не злоупотреблять фастфудами , сладким, жирной пищей). Кроме того, вегетарианство может оказывать вредное воздействие на маленьких детей, так как полностью восполнить запас необходимых веществ, содержащийся в продуктах животного происхождения, составляет серьезные трудности.
Значение кальция для организма детей младшего школьного возраста
В физиологических обстоятельствах потребность организма в кальции компенсируется за счёт его поступления с пищей. Необходимое количество этого элемента соответствует определённому возрастному периоду. Особенно это касается детей младшего школьного возраста.
При недостатке витаминов D и С возникает патологическая хрупкость костей
Именно тогда в жизни ребёнка происходят значительные изменения, связанные с резким увеличением нагрузки при переходе с учреждений дошкольного воспитания в школу, и отмечается один из критических периодов развития детского организма, обусловленный активным процессом роста.
В этом случае транспорт кальция в органах пищеварения происходит двумя путями, и зависит от его количества в рационе. В случае избытка кальция в полости кишечника транс эпителиальный механизм обеспечивает низкую его абсорбцию, хотя абсолютное количество абсорбированного элемента может быть большой именно из-за его значительного притока парцеллярным путём. В этих условиях повышается уровень внутриклеточного кальция, что сопровождается ингибированием активности витамин D-гидрокислотных ферментов и, как следствие, снижением синтеза кальций-связывающего белка, что приводит к ингибированию активного транспорта кальция. В случае низкого содержания кальция в рационе превалирует активный путь его транспорта, лимитированный уровнем кальций-связывающего белка, синтез которого регулируется витамином D3.
Недостаток кальция в рационе и нарушения кальциевого баланса имеют следующие внешние проявления:
- хрупкость костей (частые переломы, в том числе распространённый в школьном возрасте перелом кисти);
- разнообразные стоматологические нарушения (кариес, задержка прорезывания зубов, истончение эмали и т.д.);
- ломкость ногтей и волос, блёклый цвет лица;
- мышечное истощение, постоянная слабость, усталость от даже незначительной физической нагрузки.
Костная система младшего школьника находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани. Это необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, в связи с этим мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников
Специалисты называют такое состояние остепенили – это означает, что минеральная плотность костей ниже нормы. По данным разных исследований нарушения подобного рода обнаруживают у каждого третьего ребенка7–17 лет.
Инклюзивное образование физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В последнее время в нашем обществе все чаще встречаются дети с особыми образовательными потребностями, которым требуется индивидуальный подход и условия для полноценного развития и адаптации в обществе.
В данной статье рассматриваются вопросы инклюзивного образования физической культуры для детей с ОВЗ. Актуальность темы диктуется слабой разработанностью данного вопроса в РФ. Система работы по модернизации инклюзивного образования носит комплексный характер и включает всех участников воспитательно-образовательного процесса: ребенка, педагога и родителя, поэтому целевая аудитория статьи: учителя физической культуры и родители.
К сожалению, в учебных заведениях общего типа «особые» дети чаще всего находятся в условиях малоподвижности, инклюзивные уроки физической культуры в этих условиях приобретают особую значимость.
|
Госуслуги
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|