Суббота, 18.05.2024, 12:47
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Добро пожаловать на  сайт ГБОУ Начальной школы-детского сада №678

ЕСЭДД
Меню сайта
Безопасность
Права ребёнка
Соцбар
Опрос
Нравится ли Вам наш сайт?
Всего ответов: 50
Статистика

Страничка воспитателя гр.№6 Н.В. Степновой

 

 

 

Особенности восприятия детьми литературных произведений.

 

Слово для писателя является материалом, из которого строится литературное произведение, а для читателя – та материальная основа, на которой силой воображения заново воссоздаются жизненные факты. Восприятие литературы очень сложная деятельность, особенно для дошкольников, которые воспринимают литературу на слух.

К пяти – шести годам, дети приобретают навык сосредоточенного, внимательного слушателя литературных произведений, умение мотивированно высказывать, свое отношение к содержанию, к персонажам. У ребенка развивается поэтический слух, т. е. способность замечать изобразительно – выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, умения объяснить их необходимость в данном жанре. Проявляются устойчивые предпочтения жанру литературных произведений, конкретному виду художественно – речевой деятельности, один любит слушать стихотворения и читать их наизусть, другие – сказки. Развиваются художественно – творческие способности: дети сам придумывают загадки, сочиняют сказки, стихи.

Для того чтобы реализовать воспитательные возможности книги, необходимо создать определенные условия. В семье, прежде всего, должна быть эмоциональная атмосфера заинтересованности деятельности малыша, желание читать ему, беседовать о прочитанном, развивать способность воспринимать рассказы, сказки, стихотворения как искусство слова.

В период, когда ребенок только еще слушатель и зритель книги, роль взрослых особенно значительна и важна. Выбрать книгу, увлечь ею, развить способность эмоционально – образного восприятия, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность художественных образов, вызвать эмоциональную отзывчивость – ответственная задача родителей. Важно знать склонности, интересы ребенка, его индивидуальные способности.

Каковы же критерии отбора книг для чтения?

Детская художественная литература, должна сочетать в себе единство словесного искусства с требованиями педагога. Для того, чтобы книга могла стать средством познания действительности, воздействовать на чувства ребенка, вызвать сопереживание с героями, она должна соответствовать

возрастным особенностям детей, их интересам, познавательным возможностям, должна быть художественной по содержанию и форме, т.е. представлять единство познавательного и художественного элемента.

Книга заинтересует ребенка, обогатить его, если содержание ее раскрывается не в абстрактной, умозрительной манере, а в ярких, зримых образах; события, характеры, действия героев изображаются динамично. Только та книга, в которой педагогические задачи ставятся не дидактично, а воздействуют на воображение ребенка живыми образами, художественным словом, открывает ему мир и учит жить в этом мире. Занимательность – одно из основных требований, предъявляемых к детской книге. А. Н. Толстой писал «…никогда, никакими силами, вы не заставите читателя понять мир через скуку». «Детская книга должна давать яркие образы, - отмечала Н. К. Крупская, - быть для ребенка источником радости, помогать ему, осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми».

В дошкольном детстве мы знакомим ребенка с различными жанрами художественной литературы и фольклором. В зависимости от своей специфики они оказывают эмоциональное, воспитательное действие.

В старшем дошкольном возрасте возросшие возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы. Закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову. Расширять наряду с непосредственным жизненным опытом детей их литературный опыт. Знакомит с жанрами особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и др.). Помогать ребенку, не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства; воспитывать умение видеть скрытые мотивы поступков. Обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приемы изображения.

 

 

 

Как рассказать детям о войне

Рассказываете ли вы вашим детям о празднике День Победы, о его смысле?

О блокаде Ленинграда? О городах героях России?

Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Только зная историю семьи, страны, участвуя в праздниках, преклоняясь перед подвигом героев, ребенок сможет почувствовать гордость за свое отечество, стать частичкой страны в которой живет.

Воспитывать любовь к Родине, умение сопереживать чужому горю – долгая и кропотливая работа. Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме в детских образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа, а именно проводятся тематические занятия, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность, совместные походы в музей. Но этого недостаточно, Поэтому, важно активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада или школы, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье.

Победа в Великой Отечественной войне – слава и гордость нашей страны. Расскажите ребенку о подвиге прадедов. Повествование о Великой Отечественной войне стоит начать с истории семьи. Всем детям интересно узнать, что было, происходило, когда их самих еще не было. В каждой семье есть, альбом со старыми фотографиями. Пожелтевшие фотографии хранят изображения лиц тех людей, которые дали жизнь вашим родителям, а значит дали жизнь и вам. Ваша мама показывала вам эти снимки, рассказывая о них. Пришла пора и вам рассказать ребенку о прадедах — героях прошлого.

Начните разговор, рассматривая снимки. Пусть прадедушка, которого ребенок никогда не видел, станет для него родным человеком. Расскажите о нем подробнее. Попытайтесь определить: на кого больше вы похожи – на маму, бабушку или дедушку? Обратите внимание ребенка на то, каким статным, храбрым, мужественным выглядит он на снимке.

Начните свой рассказ так: «Давно на нашу землю пришли злые люди – враги, фашисты. Прадедушка и тысячи таких же смелых, как он, мужчин дали им отпор – отправились защищать Родину. Дедушка был летчиком (или просто солдатом). Вот здесь он стоит рядом с танком. Сражаться ему пришлось очень долго. Несколько раз прадедушка был ранен, поправлялся и вновь возвращался в строй». В процессе рассказа объясните ребенку незнакомые слова. Как правило, дети очень любят слушать такие рассказы, постоянно возвращаются к ним, просят вспомнить детали. И картина далекого прошлого останется в памяти ребенка.

Расскажите об известных и значимых событиях войны. Не пугая ребенка, а просвещая. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.

 

Бабушкин сундук. Возможно в вашем доме хранятся старые вещи. Некоторые из них стали настоящими реликвиями: военный ремень, трофейный бинокль или другие вещи. Дайте малышу полюбоваться этими «сокровищами», потрогать, рассмотреть со всех сторон. А потом честно ответьте на сотню волнующих вопросов. Возможно, вам придется еще раз рассказать о боевом прошлом деда.

Идем в музей. После того как основные сведения о войне ребенок почерпнул из вашего прошлого, можно отправиться в музей (исторический, краеведческий и др.) Рассмотрите оружие, солдатский котелок, плащ-палатку…

Никто не забыт…

В день праздника отправьтесь вместе с ребенком на прогулку. Купите цветы. Вместе с ребенком вручите цветы и поздравьте незнакомого ветерана. Покажите памятные места города, отведите к Вечному огню, возложите цветы, расскажите, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне. Обратите внимание ребенка на то, как радуются ветераны встрече друг с другом. Им есть что вспомнить и о чем поговорить. У каждого из них на груди ордена и медали. Награды вручают только самым храбрым солдатам и командирам. По возвращении домой найдите названия некоторых наград, узнайте, за какие заслуги ими награждали военных.

Подарок для ветерана. Помогите ребенку приготовить для ветерана или труженику тыла (не только прадедушке или прабабушке) подарок, например, праздничную открытку в виде пятиконечной звезды. На кануне праздника по телевидению будут транслироваться фильмы о войне и кадры военных лет. Не спешите выключить телевизор. Вместе с ребенком посмотрите только отрывки. Маленький ребенок слишком впечатлителен. Обо всех ужасах войны ему знать не нужно. Устройте семейный вечер просмотра отрывков военных фильмов: «В бой идут одни старики», «Аты — баты шли солдаты», «А зори здесь тихие». Посмотрите военный парад, концерты военной песни. Сходите вместе с ребенком на акцию « Бессмертный полк». Песни военных лет поднимали дух бойцов, вселяли веру в победу, звали в бой, напоминали о доме.

Ребенку постарше стоит рассказать о знаменитом дневнике Тани Савичевой. Этот дневник представляет собой скупые записи двенадцатилетней девочки, переживающей блокаду в Ленинграде, и содержит, фактически, только перечень смертей в ее семье. Последняя запись в нём: «Савичевы все умерли, осталась одна Таня». Судьба девочки, будет близка ребенку, переживая ее трагедию, он научится сочувствию, состраданию.

Каждый родитель стремиться привить ребенку качества, которые в будущем помогут ему достичь успеха: целеустремленность, умение быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям работы, настойчивость… К сожалению, мы иногда забываем о таких важных понятиях, как «сопереживание, «великодушие». И случается, что в детях появляются черты черствых, эгоистичных людей. От этого страдаем в первую очередь мы сами. Помогите малышу стать сильным и добрым, жестким и милосердным одновременно! В вашем распоряжении — исторический пример Великой Отечественной войны Злые и жестокие враги получили достойный отпор. Мужественные и храбрые солдаты никогда не теряли силы духа, сражаясь до последнего, защищая свою Родину, свой дом. Нам есть на кого равняться!

«Читаем детям о Великой Отечественной войне». История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть особые даты: 22 июня – начало Великой Отечественной войны, 9 мая – День Победы, 27 января день освобождения города Ленинграда от блокады. Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории и не повторяли ошибок прошлого. Недаром О. Бисмарк говорил: «Даже победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народа».

9 мая – праздник простой и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга.

Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей 5-6 лет. У этого возраста есть своя специфика: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из – за ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированности временных связей. К тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность.

Поэтому следует, уделить особое внимание, на эмоциональное восприятие детьми темы войны - борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты.

Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам? Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу? Почти все написанное для детей о войне создано во второй половине ХХ столетия. Не годятся придуманные истории о похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие малышей. Нужна, правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный маленькому читателю и в то же время достойный того события, о котором идет речь. Прежде чем, знакомить дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию этой сложной темы: -дать небольшие сведения из истории; -рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войне и всего народа в целом; - говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем пути все живое, оставляющей после себя людское горе, горевшую землю.

И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.

Многие авторы детской литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе создания художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям. Важно прочитать книгу в кругу семьи, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного: - С.П.Алексеев « Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы ; - Е. Благинина « Шинель» - о детстве лишенном радостей по чьей – то злой воле, подрпненном войной, заставившей рано повзрослеть; - А.Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу; - С.М. Георгиевская « Галина мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести - Ю.П.Герман «Вот как это было» . Повесть написана от имени маленького

героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания. - В.Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. "Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве. - А.М. Жариков « Смелые ребята», « Максим в отряде», « Юнбат Иванов». - В.А.Осеева « Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата. - К.Г. Паустовский « Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец. -И. Токмакова « Сосны шумят» - о том, как война долгие годы не отпускает человека. - Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны. - Ю.Яковлев « Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка... погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. -Л.Кассиль "Твои защитники"; - С.Михалков "День Победы".

Книги о блокаде:

- К. В. Ползиковой-Рубец «Они учились в Ленинграде» (1954 г.). Ксения Владимировна была учительницей истории, во время блокады она не прекращала работы в школе. Книга Ксении Владимировны, составленная на основе ее дневника, рассказывает о жизни учителей и школьников в осажденном городе.

- Г. Черкашин «Кукла»

Это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях — хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.

- Ю. Герман «Вот как это было»

Детская повесть «Вот как это было» при жизни писателя не публиковалась. Она посвящена очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили. В повести многое документально, основано на исторических фактах.

- Т. Цинберг «Седьмая симфония»

Повесть Тамары Цинберг рассказывает удивительно светлую и честную историю о незаметных ежедневных подвигах ленинградцев и о том, что же означала храбрость отдельного человека в годы Великой Отечественной войны. Юная Катя берёт под свою опеку трёхлетнего мальчика, спасая его от смерти. И благодаря этому сама обретает силы жить дальше.

- Е. Верейская «Три девочки»

Эта повесть о дружбе трех девочек-школьниц, переживших блокаду Ленинграда и вынужденных столкнуться с недетскими трудностями, правдиво поведает о настоящей дружбе, мужестве и искренней преданности, о нежданных потерях и приобретениях.

- Э. Фонякова «Хлеб той зимы»

Автобиографическая повесть петербургской писательницы Эллы Фоняковой посвящена ленинградской блокаде. Первоклашке Лене, оставшейся вместе с семьёй в блокадном Ленинграде, на собственном опыте приходится узнать, «как выглядит война взаправдашняя»: что такое воздушная тревога и как тушить «зажигалку», каким бывает

настоящий голод и что, оказывается, оладьи можно приготовить из кофейной гущи, а студень — из столярного клея.

- Л. Пожедаева «Война, блокада, я и другие»

«Книга обжигает и потрясает… Горе и радость, мужество и трусость, верность и предательство, жизнь и смерть, голод, одиночество, жгучий холод были «блокадными подружками» маленькой девочки Милы…

- Л. Никольская «Должна остаться живой»

Действие повести происходит на протяжении одного, самого страшного, месяца блокады Ленинграда — декабря 1941 года.

Обыкновенная ленинградская девочка проявляет подлинное мужество, переживает трагические моменты, проходит настоящие приключения, помогая добру в его борьбе со злом. Несмотря на трагизм ситуации, повесть наполнена светлым оптимизмом.

- М. Сухачев «Дети блокады»

Михаил Сухачев, автор книги «Дети блокады», двенадцатилетним мальчиком пережил много месяцев в трагической и героической блокаде Ленинграда в 1941–1944 годах. Книга рассказывает о тяжелых и страшных воспоминаниях, о борьбе ленинградцев и их детей, оставшихся в городе, об их невыносимых страданиях от голода и холода. У многих ребят в блокаде умерли все родные.Это книга и о невероятном мужестве и стойкости ребят, не струсивших под бомбежками и обстрелами, а тушивших зажигательные бомбы на чердаках, помогавших женщинам и старикам и работавших на заводах наравне со взрослыми… Они быстро повзрослели и стремились сделать все, даже невозможное, для помощи городу, в котором ленинградцы умирали, но не сдавались.

Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о блокаде Ленинграда, о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.

 

Выучите вместе с ребенком к празднику стихи, которые он может прочитать на утреннике в детском саду.

 

Майский праздник - День Победы Отмечает вся страна. Надевают наши деды Боевые ордена. Их с утра завет дорога На торжественный парад. И задумчиво с порога Вслед им бабушки глядят. Т. Белозеров Пусть небо будет голубым, Пусть в небе не клубится дым, Пусть пушки грозные молчат И пулеметы не строчат. Чтоб жили люди, города, Мир нужен на земле всегда. Н. Найденова Пусть мир украсит доброта И расцветут улыбкой лица, А слово «страшное» война Пусть никогда не повториться! Пусть солнце светит над землей, Любовь шагает по планете. И в каждой пусть семье большой С любимой мамой будут дети!

М. В. Сидорова

 

Кто-то помнит об этом со школьной скамьи, Кто-то – с первых ступеней детсада... В необъятной стране нет, пожалуй, семьи, Где не знают, что значит – БЛОКАДА... Про разруху и голод, про жизнь без прикрас, Про спасение Летнего сада... Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ О суровой судьбе Ленинграда.

 

Мальчишки и девчонки Ленинграда,

Война у вас детство украла.

Лишила родных и близких.

Мы вам поклонимся низко.

Вы повзрослели так рано.

Работали ночью и днём.

За ваши душевные раны

Низкий поклон.

И голод, и холод вас сковывал,

Пронзала жгучая боль.

Игрушки отброшены в сторону,

А цель лишь одна - фронт!

Спасибо, спасибо, ребята,

За вашу отвагу и труд.

И эта скорбная дата

Запомнится всем вокруг.

Н. Алексеева

 

Голод и холод.

Война и разруха.

Сильный был город,

Не падал он духом!

Дыхание смерти было повсюду,

Но выжили, выжили люди!

Блокадный паёк,

Стакан кипятка.

Вот жизни глоток,

Потом темнота.

А город прорвался!

А город воскрес!

А город остался!

Никуда не исчез!

Н. Алексеева

Люди Ленинграда, вы - герои!

Подвиг ваш бесценен на века!

Пусть не будет больше горя.

Никогда, никогда, никогда!

Память о блокаде Ленинграда

С трепетом в сердце храним.

За мужество, силу, отвагу

Ленинградцам спасибо говорим!

Н. Алексеева

 

 

Памятки-рекомендации для родителей

МУДРЫЕ НАКАЗАНИЯ

  • Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать — это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.
  • Если есть сомнение: наказывать или нет, не наказывайте.
  • За один проступок — одно наказание. Даже если проступков совершено сразу очень много, наказание только одно — за все сразу.
  • Помните о сроке давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
  • Наказан — прощен. Инцидент исчерпан, не мешайте ребенку начинать жизнь сначала.
  • Наказание должно быть без унижения. Что бы ни случилось, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество Вашей силы над его слабостью.
  • Ребенок не должен бояться наказания и гнева. Он должен бояться Вашего огорчения.

КОДЕКС НАСТОЯЩЕГО РОДИТЕЛЯ

  • Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они сами читают много и с удовольствием.
  • Если родители хотят, чтобы ребенок не лгал, они сами не лгут ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
  • Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка желания трудиться.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился к спиртным напиткам, они сами не должны злоупотреблять алкоголем.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они сами должны подать пример уважительного отношения к своим родителям.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они должны дать ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей, и ребенок видит их в своем доме.

 

 

 

 

Как торопимся мы утром в садик отвести детей,
Примут добрые их руки, там, в саду, полно идей!
Там научат разным играм, и плясать, и песни петь,
Разговаривать красиво — дети все должны уметь!
Как работники детсада могут всюду успевать?
Нам, родителям, порою это просто не понять!
Мы желаем вам успехов, и здоровья, и удач!
Легкости при выполненьи воспитательских задач!
Будьте счастливы, богаты, пусть зарплата подрастет,
Пусть от всех добро вам будет, уваженье и почет!
©http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-vospitatelya/12.htm

 

 

 

Срочные новости
Рейтинг
Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
Новости
Госуслуги
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Обратная связь
ГТО
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск

Copyright MyCorp © 2024